По информации омбудсмена Подмосковья, в ходе приёмов граждан в муниципальных образованиях представителями и сотрудниками аппарата Уполномоченного заявителями нередко затрагиваются проблемы в банковской сфере.
«Как показывает анализ обращений о нарушении прав потребителей при оказании финансовых услуг, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняются, – отмечает Екатерина Семёнова. – В основном обращения касаются деятельности кредитных организаций, допускавших, по мнению граждан, нарушения в сфере потребительского и ипотечного кредитования, в том числе по вопросам: реструктуризации долга по кредитным обязательствам; незаконного списания денежных средств со счетов; предъявления требований о погашении задолженности по кредиту, который гражданином не оформлялся».
Омбудсмен констатирует: зачастую пожилые люди становятся жертвами мошенников, пытающихся получить доступ к их банковским сбережениям. Для профилактики такого вида киберпреступности аппаратом Уполномоченного совместно с правоохранительными органами используются различные формы информирования населения: правовые марафоны для пенсионеров, лекции, круглые столы, консультации, личные беседы, разъяснительная работа при рассмотрении обращений. С целью повышения правовой грамотности жителей в области потребительских прав регулярно выпускаются информационные брошюры и буклеты.
«Просветительская работа, встречи с населением проводятся в том числе совместно с Управлением Роспотребнадзора по Московской области, – подчеркивает Екатерина Семёнова. – И эта деятельность даёт эффект. Письменных обращений и жалоб в связи с нарушением потребительских прав становится все меньше. Так, в 2021 году к нам поступило 123 обращения. В основном заявители звонили по телефону – для получения дополнительных консультаций».
Уполномоченный обратила внимание, что сейчас потребители столкнулись с новым вызовом: их права оказались ущемленными из-за действий ряда иностранных компаний, которые покидают российский рынок и в одностороннем порядке прекращают взаимодействие с потребителями.
«Считаю крайне важной инициативу Роспотребнадзора об организации работы внеплановой всероссийской «горячей линии» для таких пострадавших», – сказала подмосковный омбудсмен.
«Горячая линия» работает бесплатно по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 800 555-49-43 в круглосуточном режиме. Специалисты этого ведомства консультируют по всем возникающим вопросам, помогают готовить претензии и исковые заявления по особо сложным ситуациям.
«Мы также традиционно готовы помогать потребителям в защите их прав. Все формы нашей обратной связи задействованы для удобства получения консультационно-правовой поддержки», – заверила Екатерина Семёнова.