Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают несколько способов платы за отопление в многоквартирных домах. Если они не оборудованы общедомовым прибором учета – применяется норматив, который в Подмосковье устанавливает Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Если ОДПУ установлен – начисления производятся либо по фактическому потреблению в течение отопительного периода (так называемая плата «по одной седьмой»), либо равномерно в течение календарного года (так называемая плата «по одной двенадцатой»).
В последнем случае платежи выставляются ежемесячно равными долями по итогам прошедшего года. А в первом квартале следующего года проводится корректировка по фактическим показателям общедомового прибора учета.
«Госжилинспекция Московской области держит на постоянном контроле соблюдение требований закона при начислениях платы за отопление. Здесь, пожалуй, самые сложные методики расчета, и коммунальные организации нередко допускают ошибки – из-за недостаточного профессионализма и опыта сотрудников, либо по другим причинам. С начала 2022 года мы добились проведения возврата жителям свыше 102 миллионов рублей, переплаченных за тепло. Это более 80% общей суммы перерасчетов в Подмосковье», – сообщила руководитель надзорного ведомства Ольга Федина.
Какие нарушения наиболее типичны? Нередко при начислении «платы по 1/12» вовремя не делают ежегодную корректировку, либо проводят ее, не придерживаясь установленных в Правилах предоставления коммунальных услуг формул. Еще одно частое нарушение – УК учитывают меньшую общую площадь помещений в доме по сравнению с данными технического паспорта. К примеру, в новостройках нередко «забывают» о нежилых помещениях. Соответственно, на владельцев учтенных площадей ложится большее бремя платежей.
«Чтобы добиться перерасчета, собственникам в первую очередь необходимо обратиться в свою управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию, в случае заключения с ней прямых договоров, – пояснила руководитель Госжилинспекции Московской области Ольга Федина. – Именно они обязаны производить проверку правильности размера начисленной платы, штрафов и пеней непосредственно при обращении жителя. Это требование содержится в пункте 31 Правил предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354)».
По результатам проверки жителю незамедлительно обязаны выдать документы, содержащие правильно начисленные платежи. По его желанию они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.
Если же вам отказываются предоставлять информацию, либо вы с ней не согласны, необходимо направить обращение в Госжилинспекцию для принятия мер реагирования.